Previous Entry Share Next Entry
Колыма
oldmasterlog
Колыма.

Кто не слыхал об этой великой сибирской, точнее дальневосточной реке?
Весь экс-СССР знает киноцитату «Будете у нас на Колыме,милости просим,». Как разъяснить иностранцу в чем тут юмор? Трудно.
Почти все читали Шаламова и Солженицина.
Но кто из уважаемых коллег бывал на Колыме? Думаю,что немногие.А вот мне посчастливилось побывать в тех краях, дважды, в 1992 и 1994 годах. Бухта Амбарчик, поселки порт-Зелёный Мыс и Черский. Нижнеколымский район республики Саха-Якутия.
Справка: «Колыма (якут. Халыма) — река в Якутии и Магаданской области России. Длина 2129 км (от истока реки Кеньеличи, правой составляющей реки Кулу, — 2513 км), из них около 1400 км на территории Магаданской области, остальное — на территории Якутии. Площадь бассейна 643 тыс. км.
География
Река образуется от слияния рек Аян-Юрях и Кулу, берущих начало на Охотско-Колымском нагорье.
Впадает в Колымский залив Восточно-Сибирского моря тремя главными протоками: Каменная Колыма — правая, судоходная, Походская Колыма и Чукочья. Длина дельты 110 км, площадь 3000 км.
Исторические сведения
Открытие Колымы русскими последовало вслед за открытием реки Индигирки и Алазеи, открытых казаками в 1638—39 гг., либо уже в 1644 г. казак Михаил Стадухин основал на Колыме Нижнеколымское зимовье и доставил первое сведение о воинственных чукчах. Вскоре из Нижнеколымского зимовья, обращённого в укрепление, или острог, начали делаться поиски к востоку для отыскания новых земель (в 1647 и 1648 гг).
Семён Дежнёв, в товариществе с другими казаками, предпринял морские путешествия к востоку, для открытия устья реки Анадырь. Отсюда же не раз предпринимались морские и сухопутные экспедиции для открытия и описи берегов и соседних с ними островов. Дмитрий Лаптев в 1741 г., описывая Колымское прибрежье, соорудил на устье Каменной Колымы опознавательный знак, или маяк. Отсюда же шли экспедиции Врангеля, Биллингса и других.
Большая часть лагерей ГУЛАГa находилась в удалённых областях на северо-востоке СССР (как, например, Береглаг на Колыме).
Судоходство
Колыма судоходна от устья реки Бахапча (регулярное судоходство — от Сеймчана); навигация 4-5 мес. Основные порты: Сеймчан (Колымское), Зырянка и в устье Черский (Зелёный Мыс).
Гидроэнергетика
На реке находится Колымская ГЭС, которая обеспечивает электроэнергией большую часть Магаданской области и Магадана, строится Усть-Среднеканская ГЭС.
В бассейне Колымы — месторождения золота.
В низовьях рыбный промысел (ряпушка, муксун, сиг, нельма, омуль).»
Итак,первое посещение Зелёного Мыса относится к августу 1992 на борту малюсенького рефрижератора «Крымский» проекта 850. 300 тонн масла,сыра и колбасы на выгрузку в Зеленом Мысу и потом «паузка» большого рефрижератора Дальневосточного пароходства «Олюторский залив». «Паузка»-челночные рейсы между бухтой Амбарчик,устьем Колымы и портом Зеленый мыс. «Олюторский Залив» с его 8 метровой осадкой никак не мог войти в Колыму, глубина в Амбарчике не превышает 4.5 метров при хорошем северном ветре.Вот и приходилось «малышам» типа нас таскать мясо и прочие продукты питания по реке туда-сюда. От Амбарчика до Зеленого Мыса по речке ровно 6 часов,10 узловым ходом, против неторопливого течения нижней Колымы.Поскольку на Колыме июль-последний зимний месяц,а сентябрь-первый зимний месяц,приходилось торопиться,чтобы успеть и продукты доставить в порт и уйти до середины октября,когда Колыма начинает замерзать, «встает», до июля следующего года. А ведь груз еще надо было перегрузить на местные самоходные баржи ,которые должны были до ледостава успеть дойти до Среднеколымска,Зырянки,Верхнеколымска и прочих поселений на берегах знаменитой реки.
Вопреки ожиданиям,никаких заброшенных лагерей вдоль берегов нижней Колымы нет.Выше не был,врать не буду,но в низовьях никаких следов деятельности ГУЛАГа. Зеленый Мыс и Черский-ворота Колымы,поселки в 7 км друг от друга с общим в те годы населением что-то около 5000 человек. Кого занесла нелегкая в те края? Потомки сталинских ЗК?
Нет конечно.В массе своей это были люди,поехавшие на северА за длинным рублем,да так там и оставшиеся. Удивило огромное количество украинцев. Наверное две трети колымчан имели украинские корни. Никто не хотел обустраивать свой быть в тех краях, все уезжали «на материк».
«Вот еще навигацию отработаю,вот премию за квартал получу и на материк.Нет,еще одну навигацию и все.» Так и уезжали на материк «через месяц»,по 10-15 лет на чемоданах,через месяц уезжаю.
Отсюда и страшные,покосившиеся,убогие бараки Зеленого Мыса и Черского.Я по сей день не могу понять,как там жили зимой в 50-градусный мороз,вспоминая щели в стенах,куда спокойно можно было просунуть руку.
Развлечение у аборигенов Колымы и заезжих на заработки было одно- питие. А что еще делать,если зима длится 11 месяцев в году? Пили часто,много,до чертиков и белок.Конечно еще была охота,песец и олень,рыбалка,муксун и нельма и собственно говоря все.
Колымская рыба-отдельная история,такой больше нигде нет. Огромные.по несколько кило хвосты,с жирным желтоватым мясом,просто таящим во рту при правильной засолке. Муксуна с нельмой фактически нельзя испортить.Они хороши и в соленом виде,и в вялено-копченом и в виде ухи и даже просто жареные.Суперрыбы,не купить их ни в каком супермаркете за любые деньги,только на Колыме у местных рыбаков, а рыбачат там почти все.
Что еще интересного в тех краях? Два кафе, «Колымчанка» в Зеленом Мысу и «Огни Колымы» в Черском с гордым названием ресторан. Обильные возлияния вечерами и дружеский мордобой при дележе портовых тальманш,обитавших в ближайшей общаге.Делили тальманш «местные» и моряки со стоящих в порту под выгрузкой судов. В лучшие годы,начало 80-х,в августе на рейде Зеленого мыса стояло до 20-30 пароходов со всего Союза. Питерцы,мурманчане,архангелосы,даже прибалты и конечно Дальневосточники. Познакомиться с моряокм загранплавания-ленинградцем или на худой конец владивостокцем было заветной мечтой жительницы Черского.Ведь он заберет ее «на материк»,а там хорошо.А что до местного мужа,так не стенка,подвинется. См. про дружеский мордобой. Лекарства от триппера пользовались в дни летней навигации особым спросом.
Утренняя картина,борт какого нибудь дальневосточного «Пионера Бурятии», морда грузового 2-го помощника с подбитым глазом,тальманша в ниглиже в каюте боцмана-натюрморт из горы хабариков,пустых бутылок и рыбной чешуи.
Фейсы грузового помощника,боцмана и тальманящего матроса категорически не нравятся капитану,тем более к физиономии с фингалом прилагается километровый перегар.Но других то людей взять неоткуда,да и сам мастер с вечера оглоушил с дедом от тоски литровую. Идет производственный процесс.
Выгрузив снабжение для жителей Колымского края,пароходы,как правило,грузили уголь и шли на восток во Владик или на запад в Мурманск.Кому повезло,прямо с углем на Японию,пограничные формальности в Петропавловск-Камчатском.На причалах Зеленого мыса возвышались горы угля,весь поселок был покрыт угольным налетом,в зависимости от направления ветра.
В лучшие годы,еще в 1992,из Черского летал самолет аж до Москвы,не гововря уже о постоянных рейсах в Якутск и Магадан.В 1994 остался один рейс в неделю до Якутска.
Колыма-мрачный,холодный,но по своему красивый и интересный край.

?

Log in

No account? Create an account