Previous Entry Share Next Entry
Начальник Чукотки.
oldmasterlog
Начальник Чукотки.Часть Раз.
Что знает рядовой обыватель о самом удаленном регионе России-Чукотке?
Очень мало,крайне мало,почти ничего,если точнее,то знает,что:
-На Чукотке в 20-е годы был Начальник.
-Чукча-герой русского фольклора.Он не читатель,а писатель,что видит,то поет,знает два слова,оленя и тюленя,из всех цветных телевизоров предпочитаете зеленый,в армии дружил с грузином,а в трехкомнатной квартире в туалете оборудовал ярангу,а в туалет бегает в оставшиеся комнаты,там он оборудовал тундру.
-Кто то вспомнит чукотского писателя Юрия Рытхэу,правда,мало кто его читал.Да и прожил Юрий Рытхэу в Ленинграде большую чать жизни.
-Из новейшей истории,возможно вспомнят,что «начальником Чукотки» некоторое время был сам Роман Абрамович,управляя чукчами по удаленке из Лондона.
Пожалуй все.
Рассказ старпома Вити,ветерана «северных завозов»,рейсов к берегам Чукотки с разнообразным снабжением и колониальными товарами, где-то в начале 80-х. Борт теплохода ледового класса «Капитан Кондратьев» Дальневосточного морского пароходства. Восстановлено по памяти,присутствует художественный вымысел)))

Справка.
Для моряков Мурманского,Северного,дальневосточного и Сахалинского пароходств,снабженческие рейсы на север были настоящим наказанием.Идти туда не хотел никто.
Во-первых,ясная поляна,идти надо летом,конец июля,начало августа,а экипаж начинают дергать уже с июня.Прощай летний отпуск.Даже не помышляй.
Во-вторых,голимый каботаж,ни тебе валюты,ни чеков,ни отоварки,ничего.Это тебе не джинсами и касетами в Сингапуре тариться.Нет,платили за полярную навигацию в целом хорошо.Райкоэффициент с 1.4 подскакивал до 1.8,премиальный,15-25%,может за перевыполнение плана подкинут,за самовыгруз,по тоннажу,за работу на грузовых стрелах,за тальманство(счет груза) и еще по мелочам.Но все равно неохота.Потому,что
В-третьих.Потому,что надо много работать.Самовыгрузка-это на горбу таскаешь мешки,ящики и коробки со всяким барахлом.И все это перегружаешь на баржу,а потом на склад на берегу.На холоде и пронизывающем чукотском ветру.
Соответственно, экипажи на «навигацию» формировались почти как во времена Флинта и Моргана по припортовым кабакам. Брали тех,кто числился «в залете»(читай попавшихся на пьянке). «Сходишь на север,мы тебе все простим,и пьянку в Бомбее и медвытрезвитель в Находке.» Вынужденно соглашались,но пить не прекращали.
Молодежь.Курсантов-практикантов.И рабсила здоровая и свежая и платить много не надо.Выпускников мореходных училищ и школ(шмонек).Бросали на север как щенят в пруд.Выплывешь-будешь работать дальше.Нет,придешь в кадры после навигации и бросишь на стол заявление об увольнении со словами…...я ваше пароходство и море,туда тебе и дорога.Иди в таксисты.
«Вербованных».Заманивали с улицы,прельщали большим заработком.Кадровички пели,как сирены под бортом корабля Одиссея недалеко от острова Итака.Тем более на навигацию брали и спецконтингент,шкиперов барж и трактористов с крановщиками.Вот тут , бывало, уже приходили люди конкретные и реальные.Многие с непростой биографией,с телами украшенными наколотыми на пальцах перстнями и куполами на спине.
Любителей сладкой морковки.Среди них оказался и старпом Витя.Карьера на флоте в те годы шла со скрипом,стать капитаном можно было годам к 50,и то ,при хорошем раскладе,а вторым раньше 30 –и не мечтай.А Витьку всего то 26,но парень умный с отличными характеристиками,рвется во вторые помощники.Вот тут то его и поймали кадровики «на крючок». Давай Витя, сходи на Север на «Кондратьеве», тем более курсантом и 3-м ты там уже был, а по возвращению, пойдешь на ремонт в Сингапур, на родном «Барсе». Пойдешь уже вторым. «Барс»-э то был такой океанский буксир в составе АСПТР (аварийно-спасательной службы) Дальневосточного пароходства. Ну Витек и раскис, согласился.
Витька не смущал даже тот факт, что предыдущий второй помощник, а он еще и ответственный за груз, вот уже полгода находился под следствием и подпиской и как на работу ходил в ОБХСС по Приморскому краю,хорошо хоть был оставлен на свободе. Сам Витек, после нескольких лет на буксире, в грузовых делах шарил не очень здорово.
А когда не хватало «залетчиков»,курсантов, «верботы» и любителей морковки, в дело пускали административный ресурс и направляли на судно,идущее на северА,приказом нач.ОК,под страхом увольнения с волчьим билетом.
Все,экипаж сформирован,тх «Капитан Кондратьев» подан под погрузку во Владивостокском морском торговом порту….
II.
Второй помощник капитана,он же грузовой помощник на советском торговом флоте,был самым несчастным в экипаже. Особенно во время снабженческого рейса на Крайний Север.В то время,когда капитан,старпом и стармех поднимали рюмки в ресторане «Зеркальный», а матросы с мотористами пили пиво в баре «Чилим»,второй,секонд, ночевал у комингса трюма в самом прямом смысле этого слова.Погрузка то шла круглосуточно,сменить некому,на матроса-тальмана надежды никакой.
«Не тот нынче пошел матрос. Туповат,прожорлив,сачковит».
Ассортимент груза для отправки на Север поражал своим разнообразием. Техника,от тракторов до УАЗиков и вездеходов,стройматериалы всех видов,горючка в бочках и прочий ГСМ,продукты питания,включая дефецитнейшие твердокопчености ,одежда,оружие с боеприпасами,мебель,черта в ступе и конечно же она родимая-водка.Самый опасный груз.Завидев паллет с водочными ящиками,докеры владивостокского порта начинали рыдать,как дети малые и исходить слюной.Приходилось за свои,кровные покупать по 4-5 бутылок на каждую смену грузчиков.Пейте,только не таскайте. Частично помогало,частично нет,доходило до рукопашной,иногда.Хорошо,если капитан понимающий и списывал расходы на представительские.А если нет,то приходилось грузовому помощнику,по дальневосточному «ревизору»,поить портовых биндюжников из собственного кармана.
Груз надо было разместить,закрепить,уследить,чтобы не сперли,не только водку,но и консервы с овощами и шмотками,составить карго-план,разобраться в коносаментах и накладных на каждую партию товара,а число коносаментов и прочих бумажек доходило до тысячи,пересчитать и ни разу не ошибиться на тальманстве.
Дурдом ,День Открытых Дверей,а из оргтехники пишущая машинка «Ятрань»,с вечно заедающей кареткой и изодранной лентой , и калькулятор «Электроника».Ладно, к концу седьмых суток погрузки все более менее закончилось. Крышки трюмов задраили, технику поставили на палубу и раскрепили. Взяли на палубу две баржи, типа «зиганшинка» ,для выгрузки на необорудованный берег, гусеничный трактор с санями волокушами, чтобы от баржи ,с берега, доставлять груз в чукотские поселки, раскрепили. Готово.
3-й пом.побежал в портнадзор оформлять отход,мастер,тяпнул рюмаху и заказал лоцмана на отход. Дед тяпнул рюмаху и пошел в «подвал»,запускать главный двигатель,со своей гопкомпанией. Остальной экипаж по каютам продолжал принимать по чуть чуть,отмечая отход в дальний и сложный каботажный рейс.
После отшвартовки, грузовой помощник Витя был отпущен наконец -то отоспаться.Погода в августовском Японском море была великолепной.
III.
Удача сопутствовала «Кондратьеву». Японское море и пролив Лаперуза,Охотское море,4-й Курильский пролив прошли «как по болоту».В Беринговом море немного покачало,скорее,чтобы «страх не потеряли», не сильно.
Рейдовая выгрузка на необорудованный берег в поселке беринговский прошла без приключений,в Анадыре выгрузка просто у причала,неинтересно и скучно.
Бухта Проведения.Выгрузка ,бункеровка,прием пресной воды и пива.Пиво.Ради него суда заходилив бухту Проведения.Там был единственный пивзавод в Восточном секторе Арктики.Пока механики брали топливо,а боцман пресную воду,экипаж,похватав все возможные емкости,бежал в местный магазин,к вожделенным пивным краникам.
Пиво варили в небольших количествах,но на местных аборигенов и экипажи заходивших в Проведение судов хватало. По легенде, пивзавод собрали в 1943 году из американских комплектующих, дабы пилоты Алсиба не поехали крышей от спирта, застряв на пару недель в Проведения из-за очередной пурги.
И вот,настал тот день,когда «Кондратьев» бросил якорь в проливе Сенявина,между островами Аракамчечен и Итыгран,на рейде чукотского села с труднопроизносимым названием Янранкыннот.
IV.
Технология рейдовой выгрузки на необорудованный берег проста до невозможности. Судовыми стрелами на воду опускается баржа. На баржу грузится трактор и сани волокуши. Баржа подходит к галечному чукотском у пляжу и выгружает трактор с волокушей или без волокуши, волокуша остается на барже.Потом возвращается под борт судна,там вручную загружается товарами,согласно накладных и коносаментов и идет к берегу.и так раз 10.Потом забирает трактор,грузится на борт и вперед, на следующий необорудованный портпункт.
http://www.seaman-sea.ru/gruzovie-operacii/610-texnika-ispolzuemaya-dlya-rejdovyx-gruzovyx-operacij.html
Все зависит от мастерства сидящего на грузовых стрелах матроса,шкипера баржи и погоды. Погода, погода и еще раз погода. В шторм баржу не спустишь. Бывало, баржевики застревали на берегу на несколько дней. Арктика.
Ничто не предвещало беды. Правда,Витька слегка удивило,почему среди груза,предназначенного для села Янранкыннот,числится несколько тяжеленных коробок с хрусталем и десяток ковров. Зачем чукчам хрусталь и ковры? У них что, шкур оленьих нет. Ковры-ну еще можно притянуть за уши, но хрусталь то на кой?
Витек пропустил мимо ушей рекомендацию старших товарищей, прошедших ни одну навигацию.
«Если выгружаешь водку,выгружай ее в конце,как бы чукчи не уговаривали немедленно привезти водяру, самой последней ходкой. С водки начнешь, выгрузка встанет».
Но на его беду,водка стояла на твиндеке, на верху и пошла на баржу с первой партией груза на Янранкыннот. Спустившись по штормтрапу на борт баржи,Витя отправился на берег,сдавать груз в местный промкооп торг.В помощь ему были преданы два матроса,ну и шкипер баржи с трактористом.Матрос номер один был прожженным и пропитым сорокотом из числа «залетчиков».Списан с белоснежного рефрижератора «Лариса Рейснер» за беспробудное пьянство и отправлен на Север, как в штрафбат, «смывать кровью».
Матрос номер два был совсем молодым парнишкой, только что закончившим шмоньку,после демобилизации из армии. Зарабатывал визу.Тракторист и шкипер баржи-тоже сорокоты,зубастые,клыкастые , ранее судимые, склонные к алкоголизму.
На берегу баржу с водкой уже ждали с распростертыми объятиями. Штук восемь местных аборигенов чукчей, в меховых кухлянках и с охотничьими нарезными карабинами за плечами и глава местного промкоопторга, тоже с карабином и в кухлянке. Здоровенный хохол с красной рожей, откуда то из-под Одессы.
Товары на волокуше подвели к длинным деревянным складам,один из которых был одновременно лавкой,местным сельмагом и местом жительства одессита Миколы и его жены.
О том,что Микола прохиндей и аферист,Витек слыхал,понарассказывали. Мол Микола в чукотском селе настоящий хозяин колониальной фактории.Бог и Царь и Генеральный Секретарь в одном лице с прозвищем, естественно, «Начальник Чукотки». Он совмещал в своем лице и лице своей жены должности: Начальника портпункта,начальника почтового отделения, фельдшерицы(жена), начальника промкоопторга,завсклада,товароведа,представителя ЗАГСа и паспортистки и т.д. В наглую пользовался тем,что представители официальной власти из Анадыря приезжали в Янранкыннот раз в год,переписать кто родился,а кто умер.Милиция не приезжает вообще,а об ОБХСС вообще никто не слыхал.Чукча председатель сельсовета был никем.Заведовал охотой и стадом оленей, сдаваемых по весу Миколе.
Ходили слухи,что у Миколы огромный дом под Одессой, где живут его двое детей с бабушками и дедушками, две черные «Волги» и «жигуленок»,на разных книжках под миллион рублей.
Начали выгрузку на склад. Чукчи моментально стали хвататься за ящики с водкой.Микола громовым голосом и отборным матом пытался их отогнать. Отогнал, запер водку на складе.
Запер и популярный среди чукчей тройной одеколон.Отозвал Витька в сторону.
-Слушай,коробки с хрусталем и ковры вези обратно на пароход.
-?????
-Вот тебе 500 рублей,- и Микола достал из кармана пачку четвертных,гораздо больше Витькиной среднемесячной зарплаты.
-Вот тебе 500 рублей.Матросам и трактористу дашь по четвертному,еще полтинник дашь боцману Ваське,он все знает и припрячет хрусталь с коврами.Во Владивостоке,на твоей ночной вахте, в порту приедет мой зёма,Зяма Крендебобель из Одессы,начальник УРСа(управление рабочего снабжения) и все заберет. Он даст тебе еще 500 рублей.Дашь опять полтинник боцману и четвертной вахтенному матросу.Остальное твое.Понятно?
Витек быстро прикинул. Получить тысячу, отдать 225 рублей .Итого 775 рублей чистого гешефта из воздуха.При голом окладе второго штурмана в 150 руб\месяц. Нехило.
-А если мастер прихватит?- засомневался Витек.
-Дашь ему 300 рублей и он тебя простит.
Витек задумался.Денег конечно хотелось,тем более такой халявы он в жизни никогда не видел.Но почему то сразу вспомнил о предыдущем секонде,который сейчас сидел в далеокм Владивостоке в одном из кабинетов ОБХСС УВД по Приморскому краю и писал 101-ю объяснительную или подписывал очередной протокол,вспотевший,трясущимися руками.
До Янранкыннота ОБХСС вряд ли доберется, а вот во Владике скрутят за милую душу.Было над чем подумать.
-Ну смотри,- сказал Микола,-до завтра. Учти, я хрусталь все равно на материк отправлю, только деньги уже не тебе достанутся. Пошли, ваш приход отметим.
В доме Миколы жена уже наметала на стол. Оленина вареная,копченая и вяленая,лосось в разных ипостасях, крабы и палтус. Стол ломился+водка с питьевым спиртом.
Витек,два матроса,тракторист,шкипер баржи,Микола с женой и четверо чукчей уселись за стол.
Карабины поставили в прихожей.Витек посмотрел на ружья и почему то вспомнил Антон Палыча Чехова, про ружье на стене в первом действии пьесы. И не зря.
V.
Начальник Чукотки Микола пил водку стаканами,абсолютно не пьянея.Стаж и закалка.
Чукчи после второго стакана были уже никакие и подпевали Высоцкому,чьи песни доносились из новейшего японского двухкассетного магнитофона.Такой двухкассетник и на материке был редкостью и вожделенной мечтой меломанов всего Союза,а тут, у черта на рогах и такое новьё.
Вообще склады «Начальник Чукотки» поразили Витю своим богатством. Оленьи шкуры,туши и рога,несколько тонн рыбы,крабы,меха,тушенка,сгущенка,ружья и патроны,меха,даже сантехника и конечно же спирт и водка.Король,Миклухо-Маклай-вождь папуасов.
Пьянка продолжалась.Дело шло к вечеру,на море поднимался ветер,темнело.Надо было срочно возвращаться на борт «Капитана Кондратьева».Матросам,трактористу и шкиперу явно хотелось продолжения банкета,разухарились не по-детски.Витек же в молодые годы к алкоголю был равнодушен. Межвахтовым посиделкам в каюте за бутылкой предпочитал турник и физические упражнения на верхней палубе .
-Спасибо,пора на пароход,-сказал Витя и пошел к выходу.
Матросы пошли следом, но….в прихожей стояли карабины,в количестве четырех штук.
- А давай постреляем.Я старший сержант, отличник погранвойск,лучший по стрельбе был на заставе в Киргизии,- и молодой матрос схватил карабин.
-Пошли,-согласился Микола, прихватив пустые банки и бутылки. Патронов у него было как у дурака фантиков. Никакой отчетности, сам себе товаровед, сам себе ревизор.
«Хрен с ним, пять минут постреляем и пойдем на баржу» -подумал Витек.
Микола ,с литром во лбу, и в дупель пьяные чукчи стреляли раз в сто лучше отличника погранвойск. Охотники.
-Мужики,пошли,темнеет,- командным голосом распорядился Витя.
И они пошли в сторону моря,к барже. Ну кто тянул чукчу за язык?!
-Пограничника плохой охотника,не умеет стрелять.
-Это я-то не умею! А ну дай карабин,- матрос бросился к чукче и вырвал из его рук карабин.
Никто так и не понял, почему в этот момент карабин выстрелил. В пустую бутылку матрос не попал.
Он попал точно в голову чукчи,назвавшего его плохим охотником.Голова разлетелась вдребезги. Оцепеневший матрос стоял весь в крови и мозгах, держа в руках дымящийся карабин.
П….ц, приехали.
VI.
Первым в себя пришел «Начальник Чукотки» Микола и заорал,как раненый белый медведь.
-Валите,быстро на ……………
Шкипер и тракторист выбили карабин из рук впавшего в ступор матроса,невольного убийцы,подхватили его под белы рученьки и понеслись в сторону моря,к барже.
Логично. Судить будут потом, а застрелить могут прямо сейчас. В тюрьме все таки лучше, чем на кладбище.
Витек и матрос-сорокот бросились следом, соревнуясь в стайерском беге. До баржи было около километра.
«Бегу и думаю,»-вспоминал потом Витек. «А что я бегу,от пули то пока еще никто не смог убежать,но бегу, авось в движущуюся цель не попадут».
Вслед никто не стрелял. Баржа благополучно вернулась к борту «Кондратьева».Матроса трясло,как в тропической лихорадке.
-Хотите на свободе остаться, всем молчать, б..ь, даже по газу, а там увидим,никому ни слова,-разумно заметил шкипер баржи.
Наступила холодная чукотская ночь.
По совету тракториста и шкипера,матрос-убийца ,стараясь не попадаться никому на глаза.снял кирзачи,фуфайку и комбез,заляпанные кровью и вышвырнул за борт.Потом забился в судовой прачечной и продолжал трястись,как тундровый ягель под копытами оленей,зуб на зуб не попадал.
Витек зашел в каюту. Как то не спалось. Что делать и кто виноват?
«Виноват конечно я, как старший в группе и единственное лицо комсостава.Убийство по неосторожности при отягчающих обстоятельствах в виде алкогольного опьянения.Лет на 8 потянет.Ну и мне,за сокрытие годик,другой.Привез пьяную кодлу,которая только что совершила убийство и не доложил капитану.Работа в море,виза,тут точно крест.Интересно,сколько нам дадут то в итоге.»
Даже не думал о том,что на берегу оставил все грузовые документы.
С такими невеселыми мыслями сидел Витек, запершись в каюте.Около 4 утра раздался телефонный звонок.
-Витя, поднимись на мостик,- позвал его вахтенный матрос.
«Все,сдали,едут с берега.Или застрелят или менты прилетят на вертолете с Анадыри.»
Все оказалось немного проще.Портпункт Янранкыннот вызывал дэ «Капитан Кондратьев» на 16 канале УКВ. Станция УКВ на берегу была одна и вызывать мог только Микола. Перешли на 35-й канал.
-Витек,короче,где хочешь,но завтра добудь водяры побольше и приезжай за документами.Жду,До завтра.
Засада,арестуют?
Впервые в жизни,Витек совершил должностной проступок,стащив из твиндека пять ящиков водки и самолично,при помощи трясущегося матроса-пограничника,в 03.55 по судовому времени,спустил их в баржу.
Настало хмурое утро.Невыспавшийся Витя,с самыми мрачными предчувствиями,отправился на берег,выгружать вторую партию груза.На берегу его встретил хмурый Микола и невозмутимые чукчи.Но с карабинами.
-Водка давай,-заорали коренные жители Чукотки.
Витек был готов их расцеловать и кинулся выгружать из волокуши ящики с водкой.
-Стоять,-вмешался «начальник» Микола,- один забирайте,остальные потом отдам,как все выгрузим.
Чукчи подхватили ящик водки и побежали в поселок.
-Что дальше то?-спросил Витек «Начальника Чукотки».
-Ничего,выгружайтесь,чукчи водку выпьют,за следующим ящиком прибегут.
-А с убитым что?
-Ничего. Его уже похоронили по чукотскому обряду.Вывезли в тундру,вон за ту сопку, и оставили на нартах.Там у них что то типа кладбища.Они могил не роют,мерзлота.Не сжигают,дров нет,а просто вывозят на нартах в тундру и там оставляют.По чукотским поверьям,труп должен съесть медведь,значит покойный жил праведно,его душа попадает к «верхним людям» в чукотский рай.Если же труп съест не медведь,а россомаха или того хуже,обгложут песцы или лемминги,тогда плохо.Значит покойный жил неправедно и попадет в «нижний мир», в чукотский ад.Все просто.
Теперь Витек был готов расцеловать «Начальника Чукотки».
-А я то думал…
-Что думал,милицию вызову? Откуда. В Эгвекиноте ближайший милиционер.Зовут Коля из местных,сейчас в тундру на охоту пошел,вернется недели через две,не раньше.Вертолетом из Анадыря или на попутном пароходе никто не полетит и не поедет.А если и приедут,то меня трясти и начнут.Куча бумаг,да еще весь спирт выпьют, моржовый клык заберут и шкуры медвежьи.Оно мне надо?-начльник Чукотки выдержал паузу и продолжил,- Так помнишь вчера за ковры и хрусталь говорили.Еще у меня сантехника есть,20 югославских унитазов.Сам понимаешь,здесь они мне без надобности,вези обратно во Владик,тоже Зяме Крендебобелю, вот тебе 200 рублей сверху к тем 500.
«Капитан Кондратьев» ночью снялся с якоря и взял курс на Уэллен. После событий в Янранкынноте,мелкие пакости грузополучателей в Уэллене,на Мысе Шмидта и в Певеке выглядели,как утренник в детсаду.
На том бы и закончить.Товар был доставлен,бумаги подписаны без порчи и расхождения в тальманских расписках,без недостачи,чукча похоронен со всеми местными почестями,согласно заполярным обычаям,Микола отправил на материк «левый» хрусталь,ковры и югославские унитазы,скомунижженные ящики с водкой Витя потом списал на «усушку,утруску и бой стеклотары во время рейдовой выгрузки»,капитану отдал 350 рублей и тот «возлюбил его как самого себя»,матрос постепенно приходил в чувства,несказанно радуясь,что на свободе и даже без последствий.По возвращению во Владивосток,несмотря на косые взгляды в кадрах и кабинете капитан-наставника,Витя получил назначение обратно на «Барс» уже вторым помощником,самым молодым в Дальневосточном Пароходстве и ушел на ремонт в Сингапур.
Конечно,вскоре об этой истории знал весь экипаж,включая капитана и помполита.Но они были мужиками далеко неглупыми,прекрасно понимали,что капитан «всегда виноват»,а замполит «всегда не усмотерел и плохо организовал воспитательную работу»,посему даже не пытались дать делу ход. История вскоре превратилась в легенду и постепенно забылась.
***********************
Но…когда Витя с матросами,шкипером и трактористом возвращались на баржу,после окончания выгрузки в Янранкынноте, на берегу их ждала группа чукчей, человек шесть.Внутри похолодело, вендетта.
- Капитана,-обратился один из чукчей к Витьку.Чукчи явно были навеселе.
-Капитана,вот тебе еще один наш,-и чукча вытолкал вперед мелкого,грязного и сопливого чукченка,неопределенного возраста.
-Зачем он мне?- удивился Витя.
-Твои тоже его стрелять, а капитана нам еще 5-ть ящик водка даст.
That’s all folk!

?

Log in

No account? Create an account