Previous Entry Share Next Entry
Что вижу,то и пою.Песня VII.
oldmasterlog

Песня номер семь.Цимлянское море и Волго-Донской канал.

Ирония или я стал таки микро-Нострадамусом? Год назад написал пост про Волго-Донской канал,чудо советской гидротехники.В полной уверенности,что второй раз туда не попаду.

Однако вот он канал,а вот он я,на мостике "Русича".

От Дона до Волги по воде без малого 300 км,если быть точным 278 км.

15 шлюзов.15-й и 14-й шлюза расположены в Волгодонске.Они обеспечивают проход судов в обход плотины Цимлянского гидроузла.

Умели же строить при товарище Сталине.Монументальное гидротехническое сооружение Волго-Донской канал был открыт в 1952 году и работает до сих пор.Шлюза покрашены,видно,что ремонтируются,берега канала укреплены,навигационная обстановка на штатных местах,по ночам горит.

Это я не просто так пишу.В 1995 буи на Волго-Доне,подобно Керченскому проливу,горели через раз,а шлюза стремительно приходили в упадок.

Вряд ли бы кто сегодня решился затопить огромную территорию на водоразделе Дона и Волги и коренным образом изменить гидрологический режим и ,следовательно,климат всего юга России.Но в начале 50-х вопрос стоял о скорейшем вводе в строй Единой глубоководной системы Европейской части СССР.И построили!

Беломорканал,Волго-Балт,Волго-Дон,канал им.Москвы.Москва-порт пяти морей.Помните? Я то помню.

Был еще проект канала Москва-Днепр,так и оставшийся проектом.

Первые шлюза со стороны Дона,15 и 14-й,сходу поражают своей монументальностью.Даже фонари по берегам шлюзов и на подходном канале выполнены с помпезностью позднего сталинского имперского ампира.Как будто попал на станцию метро Автово или Нарвская.Один стиль.

Мощь и сила позднего Рима.

Две фигуры всадников в казачьих фуражках на входе в 15-й шлюз.Фигуры стоят на входных башнях шлюза.Кстати,статуи бронзовые,устояли даже в лихие 90-е.

14-й шлюз венчает арка.Чистая Византия,разве что римские орлы,знаки легионов Цезаря или Веспасиана заменены на серп с молотом и звезду.

Итого с 15-го по 10-й шлюз-лестница вверх.С 9-го по 1-й-лестница вниз,к Волгограду-Сталинграду.Если идешь с Волги на Дон,естественно все в противоположном направлении.

Высота камер шлюзов от 10 до 15 метров,отсюда легко прикинуть высоту водораздельной гряды между двумя великими реками России-около 80 метров.

Из речного атласа: Уровень воды на бьефе 15-го шлюза 12.4 метра над уровнем моря.

Высшая точка канала,10-й шлюз-73.45 метров над уровнем моря.

1-й шлюз,Волгоград -13.0 метров,да Каспийская впадина лежит ниже уровня мирового океана.

За 14-м шлюзом раскинулось Цимлянское водохранилище,еще его зовут Цимлянским морем.По нему идти 168 км.Да,речники замеряют пройденное растояние не в милях,а в привычных сухопутным километрах.

Навигационные речные карты сведены в атлас Единой глубоководной системы европейской части РФ. Перед носом нашего речного лоцмана,речпроводчика,лежит 2-я часть 8-го тома.Знай переворачивай страницы.

На рейде в Цимлянском море стоит в ожидании шлюзования и подъема уровня воды в Доне более 30 судов.Иногда их скапливается до 70,настоящая речная пробка.

О чем это говорит? О том,что вопреки всему экономика работает,грузы перемещаются.В 1995,повторюсь,рейд перед 14-м шлюзом был пуст.

Идем медленно,не более 7 узлов,прошу прощения,13 км\час,мы ж на ВВП(не то,что многие подумали,а Внутренние Водные Пути).Торопиться не надо,на шлюзах очереди.


?

Log in

No account? Create an account