Previous Entry Share Next Entry
Легенды Курильских островов
oldmasterlog
Курильские Острова.
Собрано по памяти из услышанного когда то в разговорах на кухнях дальневосточных городов и поселков, в каютах пароходов и на мостике во время длительной и скучной ходовой вахты. За рюмкой чая или на трезвою голову. Как говорится : «за что купил, за то и продаю», ссылки на сайты с подтверждающей информацией не предполагаются.
Cправка из вики: «Кури́льские острова́ — цепь островов между полуостровом Камчатка и островом Хоккайдо, чуть выпуклой дугой отделяющая Охотское море от Тихого океана. Протяжённость — около 1200 км. Общая площадь — 15,6 тыс. км². К югу от них проходит государственная граница Российской Федерации с Японией. Острова образуют две параллельные гряды: Большую Курильскую и Малую Курильскую. Включают 30 больших и множество мелких островов. Имеют важное военно-стратегическое и экономическое значение. Курильские острова входят в Сахалинскую область России. Южные острова архипелага — Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи— оспариваются Японией, которая включает их в состав префектуры Хоккайдо».
Самый северный остров Шумшу, место холодное, от Камчатки отделен 1-м Курильским проливом, узким и мелким, опасным для навигации. Велика Россия, а до августа 1945, единственным проливом, через который советские пароходы из Владивостока и Находки могли попасть в Тихий Океан, минуя терр-воды Японии был как раз 1-й Курильский. Остальные контролировали японцы. Вот такой парадокс. Напротив Шумшу-мыс Лопатка, южная оконечность Камчатки. Там, по рассказам очевидцев, сам не видел,сохранились многочисленные укрепления береговых и зенитных батарей, охранявших Камчатку от японского вторжения. В дни Курильской десантной операции эти батареи громили вражеские укрепления на Шумшу.
На Шумшу где в глубинах острова японцами были вырыты километры подземных укреплений, огромное количество дотов и дзотов, почти линия Маннергейма на отдельно взятом острове. Они едва не сбросили в море 18 августа 1945 наш десант, даже танки в ход умудрились пустить. Единственный оборонительный бой советских солдат и моряков с японскими танками в кампанию 1945 года. Остров все-таки взяли, потеряв 1500 человек, подземелья японцы затопили, но, по легенде, вплоть до 1947 года неведомо откуда на Шумшу появлялось электричество, где-то под землей работала японская электростанция, два года работала. Потом остановилась. Станцию так и не нашли, ни один японец наружу не поднялся. Все остались внизу. Навсегда.
От Парамушира Шумшу отделяет тоже неширокий 2-м Курильским проливом. Что удивляет, так это огромное количество морских выдр-каланов, мирно плавающих между двумя самыми северными островами Курильской гряды. Вроде на них охотились, мех самый лучший в мире, вроде истребили почти всех, а тут их пруд пруди. На Парамушире стоит город, да какой там город, поселок Северокурильск. При Союзе сюда валом валили за длиннющим курильским рублем. Как ни крути, а райкоэффициент 2.0 больше нигде не найти было, разве что на Новой Земле с островом Врангеля. Скудная растительность, скалистая местность, один деревянный причальчик, утлые рыбацкие суда на рейде, типа МРС(малый сейнер).
В 1952 году Северокурильск был смыт цунами, самым разрушительным в истории СССР. Больших жертв удалось избежать только благодаря почти полному отсутствию населения. Ржавый пароходик ,как напоминание о разгуле стихии 1952 года, еще в начале 90-х валялся на берегу, почти в километре от моря.
С большой землей, с «материком» по правильному, Северокурильск связывала и связывает только авиация. Конечно можно было и морем добраться, но честно скажу ,не знаю, захаживали или нет туда владивостокские пассажирские пароходы типа «Актрисы», народное название серии пассажирских судов, совершавших рейсы из Владивостока в Петропавловск-Камчатский, с заходами, иногда, на Курильские острова.
Копипаст: «Актрисы»-это «класс советских двухпалубных морских грузопассажирских судов, строившихся на верфи Titovo Brodogradiliste в Кральевице Югославия в 70-е годы 20 столетия, известный также как проект 1454. Класс получил название по имени построенного в 1974 году головного судна этого проекта «Мария Ермолова». В ДВМП(Дальневосточное Пароходство) со временем собралось пять океанских красавцев: «Ольга Андровская», «Ольга Садовская», «Любовь Орлова», «Мария Савина» и «Антонина Нежданова».
Так вот, с внешним миром Курилы связывала только местная авиация. Тут и начинались беды рядовых курильчан. Административно Курильские острова принадлежат Сахалинской области с центром в Южно-Сахалинске. Расстояние от Северокурильска до Южно-Сахалинска более 1500 км и никакой из самолетов местной авиации это расстояние преодолеть не в силах. Зато до Петропавловска-Камчатского всего 300 км с хвостиком, но это другая область. Короче говоря, пока Москва не вмешалась, приходилось северокурильцам добираться до материка исключительно морским путем, на попутных сейнерах и зверобоях, были такие суда, вплоть до начала 70-х годов. Джек Лондон «Морской Волк».
Потом с административной стороной дела утрясли, но осталась погода. Сказать, что погода на Курилах часто бывает плохая, со штормовыми предупреждениями и океанскими тайфунами, значит ничего не сказать. Неделями бедный курильчанин мог неделями куковать в местном аэропорту или на Камчатке, в ожидании «погодного окошка», чтобы попасть в дом родной. Точнее, не в родной дом, а в то место, где он зарабатывал «длинный дальневосточный рубль», на который планировал через пяток лет купить домик на ридной Батькивщине или на берегу Черного моря под Анапой. Многие всю жизнь так и прожили, уезжая с Дальнего Востока на будущий год, который каждый раз откладывался на год. И так до бесконечности.
Аэропорт, если так можно назвать наспех сколоченный военными сарай на месте японского здания, разрушенного во время боев августа 1945, располагался на острове Шумшу. Взлетно-посадочная полоса осталась в наследство от японцев. А городок то на Парамушире.Два раза в день через 2-й Курильский пролив ходил катер. Ходил при хорошей погоде. Смотрим предыдущий абзац….Прилетев домой, в Северокурильск, можно было еще на день, другой, зависнуть в здании аэровокзала острова Шумшу. Специфика.
Ноябрь 1994, теплоход «Валерий Кузьмин», типа «Виталий Дьяконов», с автором на борту, укрылся от бушевавшего в районе острова Парамушир шторма во 2-м Курильском проливе. Бросили якорь, отрапортовались местному портнадзору, стали ожидать улучшения погоды. Вскоре к борту подскочил малюсенький сейнер, переделанный под краболов и слезно стал просить дизтоплива. Топливо у нас было, поделились. В замен получили неподдающееся учету количество живых и свежезамороженных камчатских крабов и самодельных трехлитровых банок с икрой. Будучи 2-м помощником нес я вахту с 00.00 до 04.00 в сопровождении вахтенного матроса. И каждую ночную вахту в течение двух недель, варил вахтенный матрос Генка по целому крабу, свершал ночной намаз, в смысле намазывал красной икрой по два три метровых бутерброда и приносил их на мостик. Заваривался пятилитровый чайник…Каждый по пять кило прибавил, ну и во Владивостоке по девкам, в первую очередь, как никак крабы-чистый белок.
На сем описание населенных островов Северной и Средней группы Курильской Гряды можно смело завершить. Остальные острова необитаемы со времен выселения коренных жителей курил-айнов( согласно переписи 2010 в России проживало 109 айнов, из них 94 на Камчатке+25000 айнов в Японии). Можно ограничиться простым их перечислением:
Остров Атласова, Шумшу( упомянут), Парамушир( там где Севкур), остров Анциферова,Маканруши,Онекотан,Харимкотан,Чиринкотан,Экарма,Шиашкотан,Райкоке,Матуа, Расшуа,о-ва Ушишир,Рыпонкича,Янкича,Кетой,Симушир,Броутона,о-ва Чёрные Братья,Чирпой,Брат-Чирпоев.
Причудливая смесь японских, айнских и русских названий, заброшенные в океане верхушки вулканов, давно позабытые людьми. Разрушенные домики погранзастав и постов наблюдения толи ВМФ, толи погранвойск, где некогда сидели и смотрели в гладь морскую защитники отечества, офицер, пара мичманов и пяток матросов-солдат. Сходили потихоньку с ума, перегоняли на спирт все, что возможно, деградируя в ожидании отправки на Большую Землю. Сходили с ума в прямом смысле слова.
Отдельно хочется сказать об острове Кетой. Копипаст: «Кетой (яп. 計吐夷, Кэтои) — остров средней группы Большой гряды Курильских островов. Необитаем.
Форма почти округлая: около 10 км по параллели, около 9 км по меридиану. Площадь 73 км². Высшая точка — гора Кетой (1166 м). Есть действующий вулкан Палласа (990 м). В центре острова имеется пресноводное кальдерное озеро Малахитовое шириной около 1,6 км, глубиной 110 м, из которого вытекает ручей Сточный, который впадает в Тихий океан, поверхность озера находится на высоте 667 м. В кратере вулкана Палласа расположено озеро Глазок шириной около 300 м, глубиной 40 м, с кислой водой. На севере острова находится водопад Каскад.
Заросли кедрового стланика, в лощинах — ольха, рябина, низкий березняк. Остров является северным пределом распространения курильского бамбука и тиса остроконечного на Курильских островах.Водятся мелкие грызуны и лисы, лежбища сивучей и морского котика.
Отделен проливом Рикорда от островов Ушишир, расположенных в 26 км северо-восточнее; проливом Дианы — от острова Симушира, расположенного в 20 км юго-западнее.
Почему отдельно? Да потому, что поздней осенью 1992 года, проходя мимо острова Кетой на приемно-транспортном рефрижераторе 850 проекта «Крымский», где-то в 15 милях со стороны Тихого Океана, удалось увидеть если не извержение, то по крайней мере клубы густого серого дыма, валившие из кратера вулкана Паласса. Зрелище величественное, жаль, что фотоаппарата не было под рукой. Что поделать,1992,доцифровая эпоха. Сейчас бы нащелкал.
Пока все. Продолжение следует.

?

Log in

No account? Create an account