?

Log in

No account? Create an account

Всем и обо всем сразу.

Previous Entry Share Next Entry
Пароход-крейсер "Саратов"
oldmasterlog
Пароходы огромные,железные,стальные,внутри главный двигатель на тысячи "лошадей".А в итоге продолжительность жизни таких металлических гигантов,как правило,гораздо короче,чем средняя продолжительность жизни человеческой.Причины тому не шторма,скалы и мели,а политика,экономика,коммерция.Пароход старше 20 лет от роду становится нерентабельным,расходы на его эксплуатацию начинают превышать доходы и это приговор.Пароход сдают на слом,как говорят моряки "на иголки".
Так и жизнь парохода-крейсера "Саратов" была не очень долгой 1892-1924 гг.



Пейзаж Карла Гефтлера.Пароход "Саратов" у Горного Института.Если быть более точным,у набережной Лейтенанта Шмитда.Но это 1892 год,значит до Шмидта еще далеко,а пароход стоит ошвартованный на зимовке у Николаевской набережной...
Впереди у него служба в Добровольном флоте,рейсы на Черное море,в Америку и на Дальний Восток.Не получилось поучаствовать в русско-японской войне,хотя именно "Саратов" доставил в 1898 году первых русских солдат в Порт_Артур.
Революция 1905 года.Первая Мировая Война и война Гражданская.И и и все,продан в 1920 грекам,затем в 1923 году арабам и в 1924 сдан "на иголки".
Судьбы кораблей похожи на судьбы людей,как пелось в старой детской песне.Или все таки не похожи?



Фото начала ХХ века.Возможно в Порт_Артуре.

http://www.retroflot.com/parohodkrejser_saratov.html

Пароход-крейсер «Саратов»

Двухвинтовый товаро-пассажирский быстроходный пароход-крейсер. Корпус стальной трехпалубный с двойным дном. Механизмы фирмы R. & W. Hawthorn, Leslie & Со. Имел три мачты и две дымовые трубы. Построен по несколько увеличенному и улучшенному проекту «Орла». В сентябре 1890 г. заказан за 152 000 фунтов стерлингов для регулярных рейсов на Дальний Восток. 02.01.1892 г. прибыл в Одессу из Англии и затем получил приписку к Одесскому торговому порту под № 645 (позднее под № 39).

01.03.1892 г. Пароход-крейсер «Саратов» вышел первый раз из Одессы на Дальний Восток с 1300 новобранцами и различным грузом. По возвращении из Тихого океана летом 1892 г. совершил рейс большого каботажа из Одессы в Петербург. Затем эксплуатировался на регулярной дальневосточной линии. 04.03.1898 г. передан во Владивостоке в распоряжение Морского ведомства и вошел в состав Соединенных эскадр в Тихом океане. 09.03.1898 г. доставил в Порт-Артур и через неделю, когда порт был занят согласно договору с китайскими властями, высадил на берег первый эшелон сухопутных войск, составивший основу гарнизона будущей крепости. В начале апреля 1898 г. возвращен Добровольному флоту.

18.12.1903 г. вновь взят в Одессе в распоряжение Морского ведомства. 04.01.1904 г. прибыл в Порт-Саид и присоединился к отряду контр-адмирала А.А. Вирениуса, в составе которого использовался как госпитальное судно для больных офицеров и нижних чинов. 25.02.1904 г. при следовании из Порт-Саида в бухту Суда буксируемый «Саратовом» миноносец «№ 221» был залит водой во время шторма и затонул в 50 милях от острова Скарпанто. Все люди были спасены благодаря энергичным и умелым действиям командира парохода капитана 2-го ранга A.M. Шейх-Амира. 08.03.1904 г. прибыл в Севастополь, доставив туда личный состав погибшего миноносца. 29.04.1904 г. в Одессе возвращен Добровольному флоту.

В связи с началом русско-японской войны поднимался вопрос об использовании в качестве рейдера на коммуникациях противника, однако по состоянию котлов оказался негодным для крейсерского плавания, поэтому артиллерия была передана на «Петербург». В 1904 г. Пароход-крейсер «Саратов» выполнил несколько рейсов по Черному морю, после чего в течение года не эксплуатировался. С ноября 1905 г. по апрель 1906 г. находился в Севастополе в качестве плавучей тюрьмы, на которой во время следствия и суда содержались участники севастопольского мятежа.

В 1906 — 1907 гг. в Николаеве выполнен капитальный ремонт с установкой 5 новых цилиндрических котлов и одной трубы вместо двух. В результате ремонта мощность механизмов снизилась до 4500 инд. л. с, а скорость хода — до 13 уз. 05.05.1907 г. ушел из Одессы в Америку. В 1907 — 1908 гг. эксплуатировался на трансатлантическом эмигрантском маршруте между Либавой и Нью-Йорком. 29.03.1908 г. вернулся в Либаву из последнего рейса через Атлантику, после чего из-за нерентабельности снят с американской линии. 07.06.1908 г. прибыл в Одессу с Балтики. После этого некоторое время использовался для перевозки чая из Калькутты во Владивосток, а затем плавал между черноморскими портами. 05.03.1909 г. был выведен в резерв в Одессе. Зимой 1910 — 1911 гг. совершил рейс из Одессы в Джедду, куда доставил 1500 паломников-мусульман. Впоследствии выполнял эпизодические рейсы по Черному и Средиземному морям, а 15.02.1913 г. возобновил плавание по дальневосточной линии.

Начало первой мировой войны встретил в водах Черного моря. 06.02.1915 г. привлечен в Николаеве Морским ведомством по военно-судовой повинности и 25.02.1915 г. включен в состав Транспортной флотилии Черного моря как транспорт «№ 60». Затем в составе 2, 5, 1, 7 и 3-го отрядов флотилии выполнял воинские перевозки на черноморском театре. При этом мог брать на борт 978 человек десанта, 157 лошадей и 50 повозок. В 1916 г. получил на вооружение 75-мм пушку Канэ. 18.06.1918 г. был включен в состав Транспортной флотилии т. н. "флота Украинской Державы".

23.10.1918 г. возвращен Добровольному флоту и уже 29.11.1918 г. отправился из Новороссийска в Керчь с частями Добровольческой армии на борту. В 1919 г. совершил плавание во Владивосток. 18.11.1919 г. вывез из Марселя остатки русского экспедиционного корпуса и затем доставил их в Новороссийск. 08.11.1920 г. привлечен по принудительному тайм-чартеру в Севастополе командованием Вооруженных сил юга России для эвакуации Крыма. 13.11.1920 г. в составе отряда транспортов ушел с 7350 беженцами из Севастополя в Стамбул, где после разгрузки был возвращен Добровольному флоту. В декабре 1920 г. продан греческим судовладельцам за 172 000 турецких лир по иску команды за неуплату жалования и впоследствии переименован в «Bernina». С 1923 г. эксплуатировался египетской компанией National Navigation Company of Egypt под наименованием «Egypt» с припиской к Александрии. В конце 1924 г. продан на слом.

Характеристики парохода «Саратов»:

Водоизмещение: 8975 т
Вместимость: 5427 брт / 2619 нрт
Размерения: 133,81 х 15,24 х 9,78 / 7,47 м
Главные механизмы: 2 вертикальные 3-цилиндровые . ПМ тройного расширения, 5 двойных .и 2 одинарных цилиндрических котла
Мощность: 10 250 инд. л. с. / 1127 нар. л. с.
Скорость хода: 18,75 уз
Запас топлива: 820 т угля
Дальность плавания: 4200 миль при 10 уз
Вооружение: 7 — 120-мм, 6 — 47-мм, 10 — 37-мм
Число пассажиров: 44 (I), 13 (II), 876 (III) чел
Грузоподъемность: 3224 т
Численность команды: 103 чел.
Первоначальная стоимость: 1 602 407 руб.