Previous Entry Share Next Entry
80 лет Беломорканалу.
oldmasterlog
В моей семье никто и никогда не курил.Но уже в первом классе,или еще чуть раньше,во дворе,услыхал из "Пушкина".
"А с ними дядька Черномор,там покупает "Беломор".
http://ru.wikipedia.org/wiki/Беломорско-Балтийский_канал
Вскоре узнал,что все курильщики Страны Советов дымили самыми популярными папиросами "Беломорканал",сокращенно "Беломор". Откуда такое название-не задумывался.
Потом,увлекшись географией,уже классе в 4-м,разобрался,что Беломор-это Беломорско-Балтийский Канал,соединивший 2 августа 1933 года Онежское озеро и Белое Море,от города Повенец на Онеге до Беломорска на одноцветном море. Далее водный путь идет по Онежскому и Ладожскому озерам,рекам Свирь и Нева,соединяя в итоге Балтийское море и Северный Ледовитый Океан.
Длина самого канала 227 км,из которых около 40 км вырублено в карельских скалах.19 шлюзов,несколько озер.Канал в точности повторяет петровскую "Осудареву дорогу",по которой в 1700 году Петр I с солдатами и крестьянами тащил волоком два фрегата с Белого моря на Онежское Озеро.Так гласит легенда и фильм "Россия Молодая".
Проект канала,соединяющего Балтику и Белое море в 1900 году получил золотую медаль Парижской всемирной выставки в разработке профессора Тимонова.
Именно этот проект и претворили в жизнь большевики в 1931-33 годах в рекордно короткие срока,силами ГПУ и его узников,подарив нам легенду о Беломорстрое,как первой крупной стройке силами заключенных и аббревиатуру ЗК(заключенный каналоармеец).

В 1980 году,от бабушки достались несколько старых и,как я понимаю сейчас,уникальных книг.Одной из них была книга "Канал имени Сталина" под редакцией Максима Горького,изданная в 1934 году по итогам поездки группы советских писателей,"инженеров душ человеческих" по трассе Беломорканала в 1933. Какие имена!!!
Максим Горький,Алексей Толстой,Михаил Зощенко,Илья Ильф,Евгений Петров,Валентин Катаев.
Все как один с восторгом писали о грандиозной коммунистической стройке,о том,как хорошо живется каналоармейцам,попутно вставляя очерки об ужасах тюрем в странах капитала.
Интервью с бывшими ворами,убийцами,жуликами,"вредителями",понявшими суть коммунистического труда.
ПЕРЕКОВКА.
Вот было основное слово,суть книги.Работа их переучит.Воры превращались на строительстве канала в добропорядочных советских граждан.Перековывались.
Так в едином порыве писали в той книге классики советской литературы.
В той же книге была на вкладке карта СССР с проектами великих советских каналов:
Беломорканал(его там сравнивали с Кильским,Суэцким и Панамским каналами),
Канал Москва-Волга,
Волгобалт,
Волго-Донской канал,
Канал Москва-Днепр-единственный из всех,так и не построенный.


Руководство строительством в последствие почти все было расстреляно.
Какие люди:
Ягода,Бирман,Френкель,Раппопорт,Коган.Чекисты с чистыми руками,горячим сердцем,холодной головом и обрезанием в штанах.Как тут не станешь антисемитом?

Уже 1 мая 1933 было объявлено о создании Северного Флота и первые эсминцы и подлодки перешли с Балтики на Север.Потом почти все корабли Северного флота прошли этим путем,создав самый маленький,но,как потом оказалось,самый боеспособный,самый воюющий и наверно самый важный флот СССР.

Прозорливость тов.Сталина или просто так совпало?

На случай войны надо было иметь возможность вывести с Балтики хотя бы часть Балтфлота,ведь в 1933 СССР владел всего лишь кусочком Финского Залива от Кронштадта до Усть Нарвы.
В 1936 начали строить Северное Машиностроительное Предприятие под Архангельском,ныне Северодвинск.Судостроительные мощности надо было в конце 30-х выводить из Ленинграда,30 км до финской границы,до Белоострова.
УЖе в 60-80е годы СМП-Севмаш и город Северодвинск,благодаря Беломорканалу станут главным оборонным центром СССР,одним из главных."Акулы"."Золотые Рыбки","Варшавянки"— все они будут строиться в Северодвинске из секций,буксируемых в доках из Горького и Ленинграда через тот же печальный Беломорканал.
А с 1941 по 1944 Беломорканал,со взорванными лестницами шлюзов станет непреодолимой преградой для финских войск,линией фронта на 3 года.
Еще 23 июня 1941 года финские диверсанты попытаются рвануть какой то из шлюзов,но будут отбиты.Это и станет событием,наряду с нападением диверсантов на село
Петровский Ям в 1942,положенным в основу знаменитой повести "А зори здесь тихие."

Скалы,скалы,скалы,40 км канала и 19 шлюзов,вырубленные в карельском граните вручную,кайлом и молотками,силами каналоармейцев.Сколько их осталось навеки по берегам канала?
Этого не знает никто и уже не узнает.Одному Богу ведомо.

А сейчас канал простаивает.Редкий речной пассажир пройдет его шлюзами или энтузиаст на личной яхте.
А ведь хорошая была логистическая идея-напрямую возить грузы из Архангельска в Европу,минуя опасное Баренцево море и окрестности Норд Капа.


Теплоход "Святая Русь"-круиз из СПБ на Соловки по Беломорканалу(на правах рекламы).
Прокатиться что ли,ведь на Беломорканале я так и не побывал,в отличие от Волгодона,Суэцкого,Панамского,Кильского каналов и Welland Canal— соединившего озера Онтарио и Эри.

?

Log in

No account? Create an account