Previous Entry Share Next Entry
Первый Курильский Пролив.
oldmasterlog
В далеком 1993 году,на Дальнем Востоке довелось встретиться и поработать с капитаном З...,
1927(8??) г.р.
несмотря на уже солидный возраст и вес под полтора центнера,он продолжал трудиться на одном из судов Тиксинского Арктического пароходства.
Потеряв семью во время эвакуации с Украины,14 летним пацаном он прибился к эшелону,идущему на Дальний Восток,волею судеб,чудом не умерев от голода и болезней добрался до Владивостока,там попал в Мореходную школу при пароходстве и в 1943( в 15 лет,как в романе Жюль Верна) пошел матросом в Америку на борту одного из "Либертосов". Совершил два десятка рейсов на Сан-Франциско вплоть до осени 1945 и только потом пошел учиться в нормальную мореходку.
Участником и ветераном тогда он не считался и ничего для себя от родной страны,никаких льгот не требовал.

Впрочем,все по порядку.

Давно есть желание что нибудь написать о Ленд Лизе.Тема конечно избитая и заидеологизированная до невозможности. Нас учили,что и без иностранной помощи по Ленд-Лизу( читай без американской помощи) мы бы обошлись,мол всего то 4% от всего производства СССР в 1941-45 годах.
"Вражьи голоса" из-за бугра и "пятиколонники"-либерасты-враги народа, вещали,что только благодаря ленд-лизу СССР и выиграл войну.



Истина,как часто бывает где то посередине. Объем поставок в СССР действительно был огромен,хотя почти в 3.5-4 раза меньший,чем в Англию,особо не воевавшую до 1944 года,по крайней мере так,как мы не воевавшую.
Поставки шли очень неравномерно,70% Ленд Лиза пришлось на 1943-45 годы,а в 1941,до вступления США в войну 7.12.1941 его количество было вообще ничтожным. Под Москвой немцев разбили без ленд лиза.
В июле-августе 1942 поставки пошли по нарастающей,но тут случилась трагическая и широко известная история с конвоем PQ-17....мало повлиявшая на объем поставок в целом.
Дело тут было не в желании\нежелании США помогать СССР,а в невероятной сложности и трудности транспортно-логистической задачи по быстрейшей(каждый час был на счету) поставке техники и материалов военного назначения на другую сторону Земного шара,в условиях войны на море.

Большинство считает,что поставки шли исключительно в Мурманск и Архангельск,под атаками подлодок и надводных кораблей кригсмарине и самолетов люфтваффе.На самом деле по кратчайшему и опаснейшему северному маршруту поставили всего 20-25% ленд-лиза для СССР.
Неохота залезать в цифирь,материалов в сети вагон.
Полярные конвои были только третьим по важности маршрутом поставок.

Вторым маршрутом,по которому доставили грузов больше,чем через Север,был Иранский.
Порты Восточного побережья США-бункеровка в Кейптауне или Дурбане— Басра в Ираке-Пехлеви на Каспии-морем в Баку,Красноводск,Астрахань и далее.Или прямиком на грузовиках в Тбилиси,Баку и Ашхабад и т.д.
Относительная безопасность маршрута осложнялась длительностью. Судно типа "Либерти" шло из Америки в Басру около 70-80 суток,а еще через Иран пришлось срочно строить железную дорогу,а еще осенью 1942 немцы начали бомбить суда на Каспийском море.Погибло 32 гражданских судна и корабля Каспийсой флотилии,вроде бы далекой от зоны боевых действий.

Третьим и основным маршрутом,принявшим половину грузов был маршрут Дальневосточный. Сан-Франциско или Лос-Анджелос-Владивосток или Находка. В 1943,когда порты Владивостока и Находки уже не справлялись с потоком американских грузов,была срочно пробита железная дорога через горный хреьбет и с 1944 заработал третий основной порт-Ванино." Я помню тот Ванинский порт."

Перевозки осуществлялись только советскими судами.Для чего Дальневосточному пароходству передали около сотни судов "Либерти". Шли без военного сопровождения,соблюдая нейтралитет между СССР и Японией. Американские суда соваться в воды Курильских островов не могли по понятным причинам.
Дальневосточное побережье Советского Союза огромно,но как только Япония объявила все свои террводы зоной военных действий, огромный Тихий Океан захлопнулся,оставив малюсенькое бутылочное горлышко. Узкий пролив между островом Шумшу и Камчаткой.

"Первый курильский пролив.
Длина около 15 км. Минимальная ширина 12 км(это чуть больше 6 морских миль,считай ничего). Глубина до 32 м.
В проливе располагаются кекур Одинец, риф Восточный, риф Лопатка и отмель Курбатовская. На южном побережье выделяются мысы Курбатова, Понтарева, Яукич. В северной части пролива между рифом Лопатка и Камчаткой находится проход Камчатский. В пролив впадают реки Кошкина, Озерная, Болотинка. На южном побережье много подводных и надводных камней."

Остальные курильские проливы патрулировались японцами,которые топили даже нейтральные советские суда,или, как минимум, на долго задерживали.Тоже относилось и к проливу Лаперуза и тем более к Сангарскому(Цугару).
Гитлер настаивал на вступлении Японии в войну против СССР прежде всего из за этого пролива.Закупорь его и Дальневосточный маршрут прекращал свое существование.

На японской стороне пролива на острове Шумшу стояли серьезные береговые батареи,а на складах лежали запасы морских мин.Пролив перекрывался за несколько часов.
Маяки и светящие знаки на совей стороне японцы не зажигали,основным ориентиром оставался маяк и радиомаяк на мысе Лопатка.Точность же счисления курса пароходами,пересекающими Тихий Океан,используя исключительно астрономические методы определения места судна желала оставлять лучшего.Невязка в 20-30 миль была обычным явлением.И дело не в плохой подготовке штурманов,готовили хорошо и свою ответственность они понимали,а в погоде. 100% облачность,туманы,дожди и снегопады-нормальная погода в Северной части Тихого Океана.
Без ясного неба и горизонта место судна в море не определишь,радиомаяки тоже ненадежны.
Вот и приходилось идти из Сан-Франциско до курил по счислению.Можно сказать,что на ощупь.

Морякам -дальневосточникам после нескольких недель в океане надо было с почти ювелирной точностью попасть в Первый Курильский пролив,не оказавшись в японских террводах.

Туда,к Первому Курильскому направлялся немецкий линкор "Адмирал Шеер" в августе 1942 в ходе операции 'Wunderland". Пройти Севморпутем,выйти в Берингово море,обогнуть Камчатку и встать в Первом Курильском,перекрыв движение судов между Сан-Франциско и Владивостоком.Сделать работу за японцев.Не получилось,"Адмирал Шеер" дошел только до Диксона.

Пролив "проработал" до августа 1945,когда его форсировал советский десант,занявший Шумшу.пароходы пошли Четвертым Курильским проливом,широким,удобным,с зоной разделения движения судов, лишенным навигационных опасностей.

Никаких памятных знаков,на берегу Первого Курильского,насколько я знаю,нет.Хотя каждый второй танк,самолет,2\3 грузовиков и паровозов,высокооктановый бензин,автопокрушки,Виллисы и 3\4 тушенки были перевезены именно там.

"Пароход "Обь" вышел из Владивостока 28 июня 1944 года. В трюмах судна было 2600 тонн угля, предназначенного для Петропавловска-Камчатского. Экипаж состоял из 39 человек, возглавлял его капитан С. Д. Панфилов.

Едва судно вышло из узкостей пролива Босфор Восточный, как началась полоса устойчивых туманов. Капитан распорядился выставить дополнительные посты наблюдения за горизонтом.

Все советские суда, в том числе и "Обь", в обязательном порядке несли специальные опознавательные знаки. По обоим бортам в середине корпуса на белых квадратах был нарисован Государственный флаг СССР, который в ночное время освещался специальными люстрами. Кроме того, на мачтах зажигались еще дополнительные нейтральные огни.

В Японском море капитан регулярно проводил учебно-боевые тревоги, тренируя свой экипаж и готовя его к различным неожиданностям.

В проливе Лаперуза внимание постов наблюдения было обращено на японский конвой, состоящий из четырех транспортных судов и двух эскортирующих эсминцев, которые шли вблизи берега встречным курсом. Затем над "Обью" пролетели два японских самолета.

5 июня, находясь в Охотском море, по радиомаякам Большерецка и Лопатки определили свое местонахождение. Оказалось, что судно снесло к югу на 40 миль. Немедленно был подкорректирован курс. Пароход пошел к Первому Курильскому проливу, чтобы выйти в Тихий океан между мысом Лопатка и островом Шумшу.

Стояла теплая, тихая, почти штилевая погода с видимостью не более двух кабельтовых. В 0 часов 10 минут пароход содрогнулся от оглушительного взрыва. "Обь" была торпедирована в среднюю часть правого борта, прямо под кают-компанией. Судно стало стремительно крениться на правый борт, затем перевернулось и ушло под воду. Все это произошло в течение двух-трех минут. Конечно, в такое короткое время судовой радист В. В. Кононов, при всем своем желании, не успел дать в эфир сигнал бедствия "SOS".

В момент взрыва погибла часть экипажа, в том числе и капитан С. Д. Панфилов, который за 15 минут до трагедии спустился в свою каюту.

Старший помощник капитана И. А. Максимихин в это время тоже находился у себя в каюте. Взрывом его оглушило. Очнувшись в полной темноте, попытался было выбраться через дверь, но ее заклинило. И тут он заметил приоткрытый иллюминатор. С большим трудом пролез через него на носовую палубу и сразу же оказался в водовороте. Преодолевая его засасывающую силу, И. А. Максимихин всплыл на поверхность, ухватился за обломок доски и доплыл до спасательного плотика.

Пока моряки после трагедии спасали себя и отыскивали в ночном море своих товарищей, неизвестная подводная лодка дважды подходила к тонущим. И каждый раз вновь скрывалась в ночном тумане.

На рассвете моряки обнаружили полузатопленную шлюпку. Подойдя к ней на плотах, они вычерпали из нее воду. Все снаряжение и неприкосновенный запас продовольствия оказались в целости и сохранности.

В носовой части шлюпки отгородили брезентом место для раненых и раздетых моряков. Подсчитали наличие экипажа. Выяснилось, что погибли 14 человек.

7июля 1944 года около 16 часов моряки подошли под парусами в район поста Большерецк, пройдя почти 60 миль. Со шлюпки начали пускать сигнальные ракеты. Их заметили на берегу и выслали навстречу катер береговой охраны. Экипаж "Оби" был доставлен на рыбокомбинат, а затем на пароходе во Владивосток. "

?

Log in

No account? Create an account