Previous Entry Share Next Entry
Китобойный промысел.
oldmasterlog
Советский Союз был некоммерческим государством и не ставил, как правило, основной своей целью извлечение прибылей от своей коммерческой активности. Но тем не менее некоторые проекты приносили невероятный доход, миллионы валютно выручки и …. почти непоправимый ущерб экологии Мирового Океана, особенно «ревущих 40-х»,страшных,вечно штормовых и очень холодных вод вокруг Антарктиды.
Я о советских китобоях, представителях романтической(кто не помнит китобоя Нэда с подлодки Наутилус или 15-летнего капитана китобойной шхуны Дика Сэнда, ну и конечно Мелвилловского мастера Ахава, гонявшегося по всем океанам Земли за белым китом-убийцей Моби Диком).
На самом деле труд был адско-каторжный, на холоде, в штормовую погоду, крайне травмоопасный, на пределе физических возможностей человека,без сна и отдыха. Рейсы Китобойных флотилий длились год. Год в Антарктике без дома и семьи, а условия на борту китобойных судов, особенно «малышей», мало походили на комфортные каюты «Costa Concordia».По 12-15 человек вместе, качка, питьевая-мытьевая вода по расписанию, работа по 12-18,а то и более часов в сутки.
Но все это компенсировалось огромным доходом китобоев, по возвращению домой. Воистину это была элита Советского рыбопромыслового флота, на «совести» которых более 125.000 убитых китов,43%(говорят до половины) всего мирового китобойного промысла в 40-е- 80-е годы.
В начале 90-х довелось Вашему покорному слуге трудиться 2-м штурманом теплохода «Валерий Кузьмин» под командой капитана Чусина(фамилия изменена),начинавшего свою морскую карьеру 3-м помощником на китобое типа «Мирный», входящем в состав флотилии «Слава» в конце 50-х.Человек он был по жизни плохой, впрочем разговор о китобойных делах.
Сам китобойный промысел мастер вспоминать не любил. Единственно, что рассказывал о работе на обледенелой палубе при -15 в 8-балльный шторм и о том, что из 30-40 человек экипажа китобоя, минимум 4-5 ломали в рейсе руки-ноги, как минимум человек 5-6 из состава флотилии домой не возвращались, погибали. Иногда и больше. В 50-е еще сохранялась традиция хоронить погибших в рейсе в море. Хорошая традиция, это сейчас хошь-не хошь вези в порт в холодильнике, потом заполняй тысячу бумаг и доказывай, что не верблюд.
Естественно элитой были гарпунеры, здоровенные мужики, лет под 40,на весь Союз их было от силы человек 200,почти как космонавтов. Им капитан персонально за обедом и ужином выдавал по стакану шила. Им было можно, от гарпунера зависело всё. По зарплате гарпунер превосходил капитана, был на уровне народного артиста СССР и академика(со слов капитана Чусина))))
Если не попадались киты, начинали добывать сивучей, морских львов и слонов.
Но любимой байкой капитана Чусина был рассказ «Слава» приходит с промысла в Одесский порт».
Городская одесская легенда.
«Причалы забиты битком, жены, дети, родня, любовницы, просто одинокие незамужние дамы, дамы замужние, желающие сменить своего мужа-пролетария со 100 рублевым окладом на мужа-китобоя. Фарцовщики в ожидания бешеного куша, флотилия под завязку набита отрезами тканей, шмотками, обувью, виниловыми пластинками, радиоприемниками и т.д. и т.п. Импортными сигаретами и напитками разной крепости. Таможня, по указу с самого верха, к китобоям была крайне лояльна.
Обязательный атрибут - оркестр на отход с «Прощанием Славянки» и оркестр на приход.
Весь таксомоторный парк Одессы перемещался от жд вокзала к морвокзалу. Китобой ехал ТОЛЬКО на такси, не просто на такси, а он с супругой или ее временной заместительницей, на первом такси, чемодан с отоваркой на втором такси, фуражка на третьем такси.
Рестораны. Куда же без них. Все рестораны и кафе Одессы заранее знали о возвращении «Славы» и конечно готовились. Вплоть до того, что из дома приносили дополнительные столы и стулья, нанимали дополнительных официантов и музыкантов, т.к. китобои музыку заказывали не с 21.00,а с 08.00,как не увАжить. Выпроваживали рядовых посетителей с трешкой на кармане. Домой иди, мы китобоев обслуживаем.
Милиция была более чем снисходительна, отвозила китобоя с кабака домой или в общагу, не обворовывала, параллельно мент начинал сватать за изрядно выпившего китобоя незамужнюю сестру или дочку на выданье. Рассказывали, что когда в ресторане на Дерибасовской два гарпунера устроили драку, разбив витрины и наломав мебели, здоровье у них было,хотели завести дело,но звонок из Москвы охладил пыл одесской милиции. Дело закрыли,а гарпунеров отправили обратно в море «искупать вину кровью». Впрочем, даже если бы они провели межрейсовый отпуск в театрах и музеях их отправили бы туда же,на том же пароходе….Элита,ей не разбрасывались.»

Далее чуть чуть копипаста.

http://www.planeta-zemla.info/ansr.html
Китобойная флотилия «Слава»
По репарациям СССР получил из Германии китобойную флотилию — китобазу Wikinger, с 15 малыми китобойцами-охотниками (по другим данным, их было 8). «Викингер» был построен в 1929 году в Англии для норвежской компании Кристенсена, но в 1938 году был приобретён Германией. Корабль-матка имел пять палуб, водоизмещение 28 000 тонн, длину 150 м, ширину 22 м и скорость хода 12 узлов. Экипаж китобазы — 350 чел. Малые китобойцы имели водоизмещение около 500 т., экипаж 35 чел, и могли развить скорость до 14,5 узлов (паровые машины на угольном топливе, позднее на мазуте). База и флотилия получили название «Слава», китобойцы обозначались именем флотилии и номером.
В 1946 году китобойная флотилия «Слава» отправилась в первую антарктическую экспедицию — впервые в истории русского рыболовного флота. Командовал флотилией В. И. Воронин, ветеран «Сибирякова» и «Челюскина»; основными специалистами были нанятые норвежцы: гарпунёры, жировары, мастера по разделке китовых туш. 28 января 1947 года флотилия «Слава» (китобоец-охотник «Слава-4», гарпунёр Ольсен — норвежец) добыла первого кита — финвала длиной в 20 м. Начиная с третьей путины на «Славе» работали только советские специалисты, небольшая часть которых была набрана на Дальнем Востоке. Главной базой флотилии была Одесса, свежие припасы, воду и топливо брали обычно в Кейптауне, позднее — в Монтевидео. В первом рейсе было добыто 384 кита, во втором — 820, а в третьем добыча превысила тысячу китов. Рекордным стал 17-й рейс — более 2000 китов. Начиная с 11-го рейса использовался поисковый вертолёт. В 1947—1959 гг. капитан-директором флотилии был А. Н. Соляник.

Дальний китобойный промысел рассматривался руководством СССР как важное подспорье для восстановления экономики: жир китов применялся в пищевой, кожевенной, мыловаренной и других отраслях промышленности. По оценке А. Н. Соляника, один рейс «Славы» заменял в этом отношении забой более 2 миллионов голов овец. Кашалотовый жир применялся в текстильной, химической промышленности, спермацет кашалота и амбра — в парфюмерии и косметологии. Из мяса китов производили колбасы, консервы, белковые концентраты, из печени — вырабатывали витамины, лечебные препараты, в частности, инсулин. Кормовая мука и упаренные бульонные концентраты добавлялись в корм животных и птиц. Делались попытки использовать шкуру кашалота в кожевенной промышленности — для изготовления обувных подошв. Один рейс «Славы» давал в начале 1950-х годов более 80 млн руб. прибыли.

В 1956 году в СССР были разработаны дизель-электрические китобойцы типа «Мирный» (проект 393). Они имели водоизмещение 1270 тонн, длину 63,6 метра, ширину 9,5 метра. Стальной корпус позволял действовать в разреженном льду. Экипаж китобойца состоял из 31 человека. Четыре дизель-генератора по 900 л.с. позволяли развивать максимальную скорость до 17,2 узлов. По проекту силовая установка была двухвальной, однако серийные суда имели только один винт. Теперь киты, даже самые резвые — сейвалы и малые полосатики, — оказались полностью доступны для промысла.

В связи с вводом в строй более современных флотилий, «Слава» была переведена на Дальний Восток в 1960 году. В 1971 году была продана в Японию.
Советские китобойные флотилии в 1950-х — 1980-х годах.
Осенью 1959 года была введена в строй новая антарктическая китобойная флотилия «Советская Украина», полностью созданная силами советских конструкторов и кораблестроителей. Корабль-матка был построен на Николаевском судостроительном заводе, имел водоизмещение 44900 т, длину 217,5 м, экипаж 520 человек. Базу сопровождали новые китобойные суда типа «Мирный» с дизель-электрическими силовыми установками, всего 20. Китобойцы, входящие в состав соответствующей флотилии, именовались словами, начинающимися на одинаковую букву. Капитан-директором флотилии до 1965 г. был А. Н. Соляник.
В 1961 году в строй вошел систершип «Советской Украины» — китобойная база «Советская Россия», приписанная к порту Владивосток, в состав флотилии входили 20 китобойцев и научное судно. Постоянным портом захода флотилии стал Сингапур. Предназначалась база для работы в любых широтах Мирового океана. Производственная мощность китобазы позволяла обработать 75 китов в сутки общим весом свыше 4 тыс. тонн, вырабатывать 1 000 тонн жира и 200 тонн китовой муки при 100 % утилизации сырья. Китобазы «Советская Украина» и «Советская Россия» были самыми мощными в мире.
В 1963 году вступили в строй китобойные базы «Владивосток» и «Дальний Восток» меньшего тоннажа (26 500 тонн), построенные в ФРГ. Они действовали в северной части Тихого океана. Китобазам придавалось по 12 китобойных судов каждой. В межпромысловый период китобазы использовались на приемке и переработке рыбного сырья, для чего на них было установлено соответствующие оборудование.
Постановлением Совета Министров РСФСР от 30 марта 1959 года в Калининграде была организована флотилия «Юрий Долгорукий». В ее состав входила китобаза «Юрий Долгорукий» и 17 китобойных судов типа «Мирный» постройки Николаевского судостроительного завода им. Носенко. Основной базой снабжения флотилии стал Монтевидео.
Китобаза «Юрий Долгорукий» была построена и спущена на воду в 1926 году в Гамбурге фирмой «Блом и Фосс» как грузопассажирское судно «Гамбург». В апреле 1945 года «Гамбург» был затоплен, в сентябре 1950 года поднят и доставлен для перестройки в Антверпен (Бельгия), затем в ГДР на предприятие «Варноверфь» в порту Варнемюнде. Перестроенное в китобойную базу судно с новым именем было спущено на воду в марте 1960 года, и прибыло в порт Балтийск, где 20 июня на судне был поднят советский флаг. «Юрий Долгорукий» имел длину 207,4 м, ширину 24 м, высоту надводного борта 19,37 м, осадку 12,05 м при водоизмещении около 30 тысяч тонн. Для экипажа было предусмотрено 521 койко-место. Паротурбинная силовая установка обеспечивала скорость 20 узлов — это была самая быстроходная китобойная база СССР. В первую экспедицию флотилия (судно-матка и 18 китобойцев) вышла 16 ноября 1960 года. Ещё в 1959 году китобойцы совершили так называемый «нулевой» рейс, забирая припасы с китобазы «Слава».

С 1960 года флотилия «Юрий Долгорукий» провела 15 экспедиций в Антарктику, ведя промысел китов во всех промысловых районах южнополярных вод Атлантического, Индийского и Тихого океанов, совершив несколько кругополярных рейсов с пересечением линии дат и заходом за Южный полярный круг. С 1965 г. промысловый сезон был ограничен периодом с 1 декабря по 1 марта. «Юрий Долгорукий» был расформирован в 1975 году в связи с падением поголовья китов и снижения продуктивности работы многих китобойных флотилий. Китобойные базы «Советская Россия», «Владивосток» и «Дальний Восток» были переоборудованы под прием и переработку рыбы. Некоторые китобойные суда были переделаны под военные нужды (проект 393А), однако большая их часть пошла на слом.

В конце 1970-х годов условия китобойного промысла значительно ухудшились в связи с резким уменьшением численности китов. Поэтому в 1982 году Международной китобойной комиссией (МКК) был принят мораторий на китовый промысел, начиная с 1986 года. Большинство стран поддержали его, за исключением Японии, Норвегии, Исландии, СССР и Фарерских островов. Однако фактически СССР прекратил китобойный промысел в 1987 году, когда «Советская Украина» вернулась из своего последнего рейса. В 1990 г. она была продана на слом в Турцию.

Результаты
Всего за 25 лет китобойного промысла, с 1947 по 1972 годы советскими китобойными флотилиями было добыто около 125 тысяч крупных усатых китов и кашалотов. В Большой Советской Энциклопедии сообщалось, что на долю СССР приходилось 43 % добытых в мире китов (на Японию 41 %). Одна только флотилия «Юрий Долгорукий» добыла 58 тысяч китов 22 видов. По другим данным, в 1947—1972 гг. было добыто более 193 тыс. китов, в том числе «Славой» — 59136, «Советской Украиной» — 37727 (в 1959—1972 гг.), «Юрием Долгоруким» — 42311 (с 1960 г.), «Советской Россией» — 53874 (с 1961)

?

Log in

No account? Create an account